Ключевые произведения:
"Рикша", "Записки о кошачьем городе", "Чайная"
Прозаик, драматург, поэт, общественный деятель. По национальности маньчжур. Окончил педагогическое училище, работал в учебных заведениях. В 1924-1929 гг. преподавал китайскую словесность в Лондонском университете, где начал литературную деятельность, опубликовав три романа из жизни пекинской молодёжи и китайских эмигрантов в Англии. По возвращении в Китай Лао Шэ преподавал в университетах провинции Шаньдун. Не примыкая к каким-либо литературным организациям, не участвуя в дискуссиях, он напряжённо работал, опубликовав социально-психологический роман из жизни чиновничества "Развод" и вызвавший полемику сатирический роман "Записки о Кошачьем городе", в котором под видом описания жизни на Марсе остро критикуются порядки и нравы гоминьдановского Китая. В 1936 г. Лао Шэ опубликовал принёсший ему международную известность роман "Рикша". За те же годы писатель выпустил четыре сборника рассказов и ряд других произведений, отличающихся достоверностью, широтой тематики, многообразием типажей, мастерским владением живым пекинским языком.
Развязанная Японией в 1937 г. война вынудила Лао Шэ перебраться на Юг - сначала в Ухань, затем в Чунцин. Здесь он развернул неутомимую патриотическую работу: руководил ВАРЛИ, редактировал её издания. Стремясь донести боевое слово до широчайших масс, он охотно использовал различные формы традиционной простонародной литературы - прозаические и стихотворные.
Раскрылся и талант Лао Шэ как драматурга. Он создал девять пьес в новом для Китая "разговорном жанре": "Остатки тумана", "Государство превыше всего" и другие. Помимо двух новых сборников рассказов он написал в 1943 г. роман "Огненное погребение", в котором, рассказывая о сражении за небольшой город, раскрыл нравственные истоки героизма патриотов и заклеймил предателей. Противопоставление патриотизма и коллаборационизма является также стержневой темой самого крупного произведения Лао Шэ - эпической по размаху трилогии "Четыре поколения одной семьи". Роман был начат в 1944 г, завершилась же публикация, причём в полном виде, в 1951 г. (часть романа написана в США, где Лао Шэ работал и лечился в 1946-1949 гг.), и хотя действие романа протекает в переулке оккупированного японцами Пекина, он овеян дыханием событий всекитайского и мирового масштаба.
Сразу после создания КНР Лао Шэ возвратился на родину и окунулся в строительство народной культуры. Уже в 1950 г. появились пьесы "Канава Драконов ус" и "Фан Чжэньчжу", где говорится о первых скромных успехах по перестройке жизни на новых началах. За ними последовало около двух десятков произведений в различных драматических жанрах, включая переделки пьес традиционного репертуара. Особое внимание привлекла пьеса "Чайная", где на крошечном пространстве пекинской чайной отражены три переломных момента истории страны в первой половине века. Он написал также первую часть оставшегося недописанным романа о жизни старого Пекина "Под пурпурными стягами". Лао Шэ участвовал в общественной деятельности, живо откликался на злободневные вопросы; единственному из литераторов ему было присвоено звание "народного художника". Однако когда в 1966 г. разбушевалась "культурная революция", Лао Шэ оказался в числе её первых жертв (вероятно, он был доведён до самоубийства).
В феврале 1999 г. в Китае было торжественно отмечено столетие со дня рождения этого выдающегося мастера культуры XX века.